Полимеры в автомобилестроении: какой пластик используют в автомобилях?

На производство одного автомобиля уходит от 100 до 300 килограммов пластмассы разного вида. И тенденции автопрома показывают, что затраты пластика постоянно возрастают – он вытесняет металл во многих сферах.

Полимеры в автомобилестроении – это не просто модная тенденция, это необходимость. Они позволяют создавать легкие, прочные и безопасные машины. Пластик в автомобиле встречается повсеместно. От отделки салона до деталей двигателя – пластмасса стала неотъемлемой частью современного авто. В этой статье мы рассмотрим, какой пластик используется в автомобиле и почему. Мы рассмотрим различные виды пластмасс. Мы также обсудим их применение, затронем тему производства деталей и поговорим о преимуществах использования полимеров.

Преимущества применения пластика в автомобилестроении

Посмотрим, какие плюсы дает производителям и автолюбителям изготовление деталей авто из инженерных пластиков:

  • Снижение веса автомобиля. Пластмассы обладают значительно меньшей плотностью по сравнению с традиционными материалами, такими как сталь и алюминий. Это означает, что при одинаковом объеме пластиковая деталь будет весить намного меньше, чем аналогичная деталь из металла. Бамперы, дверная обшивка, крылья, приборные панели, корпуса зеркал, топливные баки и многие другие элементы кузова и салона автомобиля могут быть изготовлены из пластика, что позволяет снизить вес на десятки, а в некоторых случаях и на сотни килограммов. Уменьшение массы автомобиля напрямую влияет на его динамические характеристики, такие как ускорение и управляемость.
  • Экономия топлива. Снижение веса автомобиля, достигнутое за счет использования пластиковых деталей, напрямую способствует уменьшению расхода топлива. Более легкий автомобиль требует меньше энергии для преодоления сопротивления воздуха, инерции и трения. Экономия топлива может быть заметна как в городском режиме с частыми остановками и разгонами, так и при движении по трассе, особенно на высоких скоростях. Разница в расходе топлива может составлять от нескольких единиц до десятков процентов, в зависимости от модели автомобиля и условий эксплуатации. Это снижает эксплуатационные расходы автовладельца и способствует заботе об окружающей среде.
  • Снижение выбросов. Меньший объем сжигаемого топлива означает меньшее количество выбрасываемых в воздух углекислого газа, оксидов азота, монооксида углерода и других загрязняющих веществ. Снижение выбросов – важная цель для автомобильной промышленности, которая стремится создавать более экологичные машины.
  • Высокая прочность. Современные технические пластики обладают высокой прочностью, которая в определенных областях применения может сравниться со сталью. Пластмассы способны выдерживать значительные механические нагрузки, удары и вибрации. При этом они остаются легкими и не подвержены коррозии. Например, бамперы, изготовленные из пластика, способны эффективно поглощать энергию при столкновениях, защищая кузов автомобиля от серьезных повреждений. Высокая прочность пластиковых деталей обеспечивает надежность и долговечность автомобиля, а также повышает его безопасность.
  • Улучшение аэродинамики. Пластик легко формуется, что позволяет создавать сложные аэродинамические элементы кузова, улучшающие обтекаемость и снижающие сопротивление воздуха.
  • Дизайн. Пластик дает дизайнерам больше свободы для создания более привлекательного и современного внешнего вида автомобиля.
  • Устойчивость к коррозии. В отличие от металлов, пластики не ржавеют и не разрушаются под воздействием влаги, соли и других агрессивных сред. Это особенно важно при эксплуатации автомобиля в различных климатических зонах и при воздействии дорожных реагентов. Устойчивость к коррозии снижает затраты на ремонт и обслуживание автомобиля, а также увеличивает срок его службы.
  • Простота обработки. Пластмассы легко поддаются литью под давлением, экструзии, термоформовке и механической обработке. Это позволяет создавать детали сложной формы с высокой точностью. Так из пластика можно изготавливать цельные детали, которые раньше собирались из нескольких металлических элементов. Это упрощает процесс сборки автомобиля и сокращает количество используемых деталей. Простота обработки пластиков ускоряет производственный процесс, снижает его стоимость и позволяет создавать инновационные авто по доступной цене.
  • Электроизоляционные свойства. Пластмассы хорошие электроизоляторы, что делает их незаменимыми материалами для изготовления деталей электрической системы автомобиля. Они предотвращают утечку тока, защищают от коротких замыканий и обеспечивают безопасность эксплуатации. Так из пластика изготавливают корпуса электрических разъемов, изоляцию проводов, корпуса предохранителей, элементы датчиков.
  • Снижение стоимости производства. Изготовление пластиковых деталей часто обходится дешевле, чем создание аналогов из металла. Это позволяет производителям предлагать конкурентоспособные цены, а потребителям – приобретать более доступные и современные транспортные средства.

Теперь мы понимаем, что использование полимеров в автопроме полностью обосновано. Осталось разобраться, какие виды пластиков и в каких конкретных целях применяют производители.

Примеры использования пластика в автомобилестроении

Какой пластик используется в автомобилях? Это вопрос с множеством ответов. Разные виды пластика используются для разных целей. В салоне автомобиля обычно применяют АБС-пластик и полипропилен. Они используются для изготовления приборной панели. Из них делают обшивку дверей и центральную консоль. Эти материалы прочные и долговечные. Они также приятны на ощупь.

Бамперы часто делают из полипропилена. Этот материал прочный и упругий. Он хорошо поглощает энергию при ударе. Пластиковый бампер защитит металлический кузов от деформации при незначительном столкновении.

Также пластмассы в автомобиле используются для изготовления светотехнических элементов. Фары делают из поликарбоната или оргстекла. Это прочные и прозрачные материалы, устойчивые к ультрафиолетовому излучению.

Различные прокладки и втулки делают из полиамида и полиуретана. Эти материалы эластичные и износостойкие. Они обеспечивают герметичность соединений. Из пластика также делают топливные баки и трубопроводы.

Вот несколько наглядных примеров:

  • Салон – приборная панель из АБС-пластика, дверные панели из полипропилена.
  • Кузов – бамперы из полипропилена, решетка радиатора из АБС-пластика.
  • Оптика – фары из оргстекла и задние фонари из поликарбоната.
  • Подкапотное пространство – воздуховоды и корпуса фильтров из полипропилена, крышки двигателя из полиамида.
  • Другие детали – различные прокладки и втулки из полиуретана и полиамида, топливные баки из полиэтилена.

Применение полимеров в автомобилях постоянно расширяется. Пластмассы используются в системах вентиляции. Они применяются в системах кондиционирования. Они также используются для создания элементов безопасности. Например, из пластика делают дверные панели, которые поглощают энергию удара при боковом столкновении. Из пластика изготавливают детали электропроводки. Это делает их легкими и надежными.

Рассмотрим более подробно некоторые инженерные пластики, которые находят применение в автопроме.

Полиамид в автомобилестроении

Полиамид, широко известный как капролон, является одним из наиболее востребованных инженерных пластиков в автомобилестроении. Его популярность обусловлена уникальным сочетанием свойств, которые делают его пригодным для различных применений в автомобилестроении. А именно: жесткость и прочность, стойкость к химическим и механическим воздействиям, жаропрочность.

Какие детали изготавливают из полиамида:

  • Впускные коллекторы.
  • Крышки двигателя. Обеспечивают защиту от пыли и грязи, снижают уровень шума.
  • Шестерни. Отвечают за долговечность и бесшумную работу.
  • Детали трансмиссии: сепараторы подшипников снижают коэффициент трения и повышают износостойкость, а муфты передают вращение и обеспечивают амортизацию.
  • Детали шасси и подвески, например, втулки и подшипники скольжения, полиамидные клипсы, хомуты и другие крепежные элементы.
  • Топливные трубки и фильтры.
  • Внутренние слои тормозных шлангов.
  • Крепления, направляющие и механизмы регулировки сидений.

Стеклопластик в автомобилестроении

Стеклопластик, композитный материал на основе стекловолокна, представляет собой сочетание полимерной матрицы (обычно смолы, такой как полиэфирная, эпоксидная или винилэфирная) и армирующего материала. Он имеет высокую прочность при очень малом весе.

Примеры применения стеклопластика в автомобилестроении:

  • Материал используется для изготовления крыльев, бамперов, капотов, дверей, крыш и других кузовных панелей.
  • Аэродинамические элементы: спойлеры, обвесы, диффузоры, которые улучшают обтекаемость автомобиля и повышают его устойчивость на дороге.
  • В салоне из стеклопластика могут изготавливаться приборные и дверные панели, производиться облицовка потолка, корпуса сидений.
  • Материал также может применяться в производстве корпусов аккумуляторов и других элементов электромобилей, где важны малый вес и диэлектрические свойства.

Альтернативные материалы – резина и фанера в автомобилестроении

Помимо пластиков, в автомобилестроении широко используется резина. Резина – это тоже полимерный материал. Она обладает эластичностью и износостойкостью. Из резины делают:

  • Шины – основной элемент безопасности автомобиля.
  • Резиновые уплотнители (шнуры) для герметизации окон и дверей.
  • Шланги и патрубки, которые используются в системе охлаждения.
  • Резиновые прокладки, которые устанавливаются в местах соединения деталей. Они обеспечивают герметичность и предотвращают утечку жидкостей.
  • Резиновые опоры двигателя поглощают вибрации.
  • Техпластины для автобусов – в качестве противоскользящих дорожек для пассажиров между сиденьями.
  • Техпластины для спецтехники: скребки на отвал и другие детали.

Также иногда применяют прочную транспортную фанеру, особенно при производстве грузовых автомобилей, прицепов, фургонов и специализированных транспортных средств.

Примеры применения транспортной фанеры в автомобилестроении:

  • Пол в грузовых автомобилях и прицепах. Фанера обеспечивает прочность, износостойкость, противоскользящие свойства и устойчивость к влаге, что необходимо для безопасной и надежной перевозки грузов.
  • Обшивка внутренних стенок кузова фургонов и автофургонов для хорошей тепло- и звукоизоляции.
  • Борта грузовиков и перегородки внутри грузовых отсеков для фиксации грузов.
  • Платформы и настилы для транспортировки грузов.
  • Элементы обшивки автобусов и микроавтобусов для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров.

Пластик, резина и фанера в автомобиле – это уже не просто дополнение, а неотъемлемая часть современной автомобильной промышленности. Применение этих материалов в автопроме позволяет создавать более легкие, безопасные и экономичные транспортные средства.

СДЕЛАЙТЕ ЗАКАЗ ПРЯМО СЕЙЧАС!

Отправляя заполненную форму Вы даете согласие на обработку персональных данных