Транспортерная, или конвейерная лента – это резинотканевое изделие, прочное полотно, один из основных элементов ленточного конвейера. Теоретически это очень простое РТИ – с заданными размерами и назначением. Но на практике есть много нюансов обращения с транспортерной лентой. Например, как ее резать и склеивать. Какой вид – для чего использовать. Поэтому в этой статье сделаем большой обзор по конвейерным лентам.
Что такое транспортерная лента
Ленточный конвейер – это техническое средство, которое помогает перемещать грузы по горизонтальной поверхности. Его используют на производствах, в добывающей промышленности. Конвейер может транспортировать сухие сыпучие, кусковые грузы, а также различные тары и емкости.
Один из важных элементов конвейера, или транспортера – это лента. Транспортерная лента – это полотно, которое состоит из резины, армированной синтетической или натуральной тканью.
Движение ленты обеспечивается вращающимися барабанами, на которые натянуто само полотно. Один барабан приводной, то есть он толкает ленту. Второй – натяжной. То есть он обеспечивает поддержание правильного натяжения полотна, которое, как правило, закольцовано.
Ленточные транспортеры могут быть предназначены для перемещения веса с разной массой. Кроме того, они работают с различными скоростями. Но вне зависимости от устройства самого конвейера, его двигателя и барабанов, есть неизменная часть – резинотканевая транспортерная лента.
Виды транспортерных лент
Все конвейерные полотна можно поделить по разным классификациям. По материалу изготовления они делятся на:
- Резинотканевые конвейерные ленты. В их основе хлопчатобумажные, полиамидные или полиэфирные волокна. Они гарантируют прочность на разрыв, обеспечивают отсутствие деформирования под давлением и в связи с износом и, в целом, делают полотно более твердым и износостойким. Основная же часть – это обкладки из спрессованной резины. Они обеспечивают амортизацию, а также надежное сцепление грузов с лентой. Обкладки изготавливают из надежной резиновой смеси.
- Тефлоновые конвейерные ленты. В их основе – стеклоткань, которая покрыта тефлоновым покрытием, то есть фторопластом. У них очень высокая рабочая температура, ленты можно эксплуатировать в печах, при жаре более 200 градусов. Даже допустимо кратковременное тепловое воздействие в +320°С. Тефлоновые ленты очень часто применяются в пищевой промышленности.
- Полиуретановые конвейерные ленты. Это современный аналог резинотканевого полотна, в основу которого положен полиуретан. Можно применять полимер с разными техническими свойствами, поэтому готовые изделия, ленты, отличаются по прочности, твердости, износостойкости, устойчивости к кислотам, щелочам и маслам. Полиуретановые ленты в 3 раза более износостойкие, чем резиновые, а также более гибкие и прочные. Однако они дороже. И их использование существенно удорожает производство, так как кроме покупки нужен ремонт, монтаж и другие процедуры. А большинство заводов уже имеют все необходимое для обслуживания РТИ.
Несмотря на то, что есть и другие транспортерные ленты, самыми распространенными были и остаются – резинотканевые. У них самый широкий спектр использования, а также соотношение цены-качества. Больше всего конвейеров предназначены именно для таких полотен. Поэтому в дальнейшем в статье мы будем рассказывать именно про резинотканевые конвейерные ленты.
По уникальным техническим характеристикам ленты бывают:
- Рифленые. Их поверхность имеет разные выступы и уплотнения, как протектор у автомобильной шины. Это увеличивает сцепление полотна с грузами, которые транспортирует конвейер. Прекрасно подходит для сыпучих материалов, которым очень важно за что-то «зацепиться».
- Гладкие. Обратная ситуация – ровная поверхность ленты. Соответственно, полотно не утяжелено резиновым рифлением. Оно подходит для перемещения древесины, камня, металла и других материалов, которые не скользят и имеют большую массу.
- Шевронные. Отличаются рифленой поверхностью – резиновый выступ напоминает букву V. Что это дает: можно перемещать грузы не только по прямой, но и по наклонной поверхности.
С армированием металлической проволокой. Если на ленту регулярно воздействует очень большая нагрузка, то тканевая основа может порваться. В таком случае используют плотные полотна с дополнительными металлическими включениями. - Устойчивые к температурным перепадам. Существуют морозоустойчивые и, напротив, жаропрочные конвейерные ленты. Выбор зависит от того, в каком температурном диапазоне будет происходить эксплуатация РТИ.
- Норийные. Для транспортировки сыпучих и иных грузов в вертикальном направлении с помощью ковшей.
По назначению ленты бывают пищевыми и общего назначения.
Кроме того, все резинотканевые конвейерные ленты различаются по:
- количеству тканевых слоев;
- виду пропитки;
- размеру и количеству резиновых обкладок, в том числе торцевых;
- типу волокон, которые лежат в основе: например, марки лент ТК состоят из синтетических тканей, а БКНЛ — из полиэфирных или хлопчатобумажных;
- температуре эксплуатации и многим другим параметрам.
Какую же ленту выбрать? Это зависит от назначения транспортера. Например, часто сравнивают популярные марки конвейерной ленты ТК-200 и БКНЛ-65. В основе полотна ТК — синтетическая ткань с прочностью на разрыв 200 Н/мм. Поэтому марка ТК-200 отлично подходит для таких грузов, как щебень, уголь, металлическая руда. Но если на производстве необходимо перемещать мелкие смеси веществ, например, песок или зерно, то нет необходимости переплачивать за модели лент ТК-200. Можно взять ТК-100 или одну из моделей БКНЛ-65 с прочностью на разрыв 55 Н/мм.
Как и чем резать транспортерную ленту
Чаще всего ленты продаются бухтами. Перед установкой на конвейер их нужно разрезать, а затем закольцевать. Также иногда нужно отрезать конвейерную ленту по ширине или обрезать растрепанный край для замены. То есть во время использования транспортера регулярно случаются ситуации, когда возникает необходимость разрезать полотно.
Легче резать поперек. Для этого существуют ручные или механические резаки. По сути это направляющая, подвижный сменный нож и рычаг. У таких резаков, в зависимости от особенности конструкции и модели, есть предельно допустимые размеры ленты – ее ширина, толщина. Такие инструменты подходят для резинотканевых и полимерных полотен.
Чтобы отрезать от ленты часть вдоль, используют барабанные резаки. Чаще всего – электрические, реже – механические. Если нет такого сложного оборудования, можно применить электролобзик. Он, кстати, подойдет и для того, чтобы вырезать ровное отверстие под заплатку.
В домашних или полевых условиях резать транспортерную ленту сложнее. Без специального оборудования особенно трудно сделать продольный прорез. Но если есть острая необходимость, то можно использовать болгарку, электролобзик с пилкой по металлу или, если лента совсем тонкая, то прочный канцелярский нож.
Если транспортерная лента армирована металлической проволокой, то сперва нужно прорезать резиновую часть, раздвинуть ее клиньями и инструментом по металлу перепилить корд.
Если у вас нет специализированного оборудования, лучше доверьте резку в размер профессионалам. Так вы быстро получите ровный срез для дальнейшей стыковки ленты.
Как соединить транспортерную ленту
Стыковка лент нужна при закольцовке полотна перед тем, как установить его на транспортер. А также в тех случаях, когда требуется поставить заплатку.
Стыковать ленту можно несколькими способами:
- Механически. С помощью болтов, замков из металла или синтетических спиралей происходит соединение двух краев. Основное преимущество – это самая быстрая стыковка, которую можно проводить почти без предварительной очистки и в полевых условиях. Минусы – дороговизна, плохая прочность, увеличение износа полотна и роликов конвейера.
- Холодной или горячей вулканизацией. Это очень эффективный метод стыковки. Он прочный, долговечный, но требует специальных навыков. О вулканизации конвейерных лент мы подготовили отдельную статью, прочитать ее можно тут.
- Соединение ступенькой или буквой Z. Лента имеет несколько слоев резины и ткани. Если разрезать ее вдоль несколькими ступеньками, то значительно увеличится площадь склейки полотна. Затем соединение производится горячей или холодной вулканизацией.
Где использовать транспортерную ленту
Ленточные и норийные конвейеры используют практически повсеместно. Они есть на производствах, а также в добывающей отрасли, пищевой и сельскохозяйственной промышленности.
Транспортеры применяются для перемещения грузов внутри помещения, а также за его пределами. Транспортировка может быть по горизонтали, вертикали (в нориях), а также под углом.
Перемещают самые разные грузы: твердые, сыпучие, жидкие (в ковшах и емкостях), а также готовую продукцию, полуфабрикаты и упаковки.
Транспортерные ленты используют в разных условиях, в том числе в агрессивных средах, например:
- в контакте с водой, в том числе соленой;
- в контакте с маслами, продуктами нефтепереработки;
- при резких отрицательных температурах, а также при сильных температурных перепадах;
- с постоянной ударной нагрузкой на полотно;
- с транспортировкой абразивных веществ, которые постоянно угрожают целостности полотна, и так далее.
Однако перемещать грузы нужно постоянно и практически на любом производстве. Поэтому производители транспортерных лент постоянно улучшают свои полотна – добавляют более прочные синтетические ткани, армируют их металлическими включениями, создают прочные резиновые обкладки с шипами или другими рисунками для лучшего сцепления.
Выбор резинотканевой транспортерной ленты всегда зависит от используемого оборудования, а также условий, в которых работает конвейер. Но если у вас есть выбор между несколькими аналогами, отдавайте предпочтение полотнам, с которыми проще работать – резать и соединять конвейерные ленты во время ремонта или запуска оборудования.